Чтобы разрыхлить вспаханные пласты земли и измельчить крупные комья почвы, пользуются боронами. Одной из таких борон является тракторная дисковая борона, которая работает с помощью трактора. К колесному трактору прицепляют одну борону, а к более мощным тракторам — по нескольку.
Борона имеет четыре батареи, составленные из выпуклых вращающихся дисков. Эти диски служат рабочими органами бороны. Они разрезают и рыхлят почву, оборачивают, перемешивают и сдвигают ее, а также подрезают остатки растительности. Батареи прикреплены к раме шарнирно: их можно переставлять под углом к линии движения бороны. Устанавливая диски под соответствующим углом, добиваются лучшей обработки почвы.
К месту работы борону доставляют на особой тележке. А у некоторых типов борон имеются и свои транспортные колеса.

 Для модели бороны (рис. 35) требуется 41 выпуклый диск (1). Они изготовляются из листового алюминия, латуни или цинка толщиной приблизительно 0,5 мм. Их можно вырезать и из жести, но ее труднее выгнуть.
Для дисков сначала вырезаются металлические кружочки диаметром 32 мм, в центре которых просверливается или пробивается гвоздем небольшое отверстие (диаметром 1—2 мм). Затем на ровный торец дерева кладут кружочек и, постепенно поворачивая его, выколачивают. Молоток берут с закругленным гладким бойком. Глубина чашечек-дисков берется 4 мм. Все диски должны быть выгнуты одинаково. Для этого каждый из дисков проверяют по уже готовому, складывая их вместе.
Диски можно выдавливать и при помощи специального приспособления.
Приспособление состоит из двух деталей — пуансона и матрицы. Матрица имеет углубление, а пуансон — выпуклость по размеру диска.
В центре матрицы установлена фиксирующая шпилька. Диск (заготовка), надеваясь на шпильку, кладется на матрицу и сверху надавливается пуансоном. Формовку дисков можно производить или вставляя приспособление в тиски, или ударяя по пуансону молотком.
Готовые диски соединяются в четыре батареи. Одна передняя батарея и две задние Оси (5) батарей изготовляются из проволоки диаметром 3 мм. Отверстия в центре дисков делаются по диаметру оси.
Диски, надетые на ось, отделяются друг от друга промежуточными втулками (2). Втулки лучше делать из липового кругляша, раскалывая его на шашки размером приблизительно 15 X 15 мм. В центре шашек просверливают отверстие. Затем шашке придается цилиндрическая форма.
После окончательной отделки поверхности втулки обрезают по длине. Всего требуется 36 втулок, 4 из них — укороченные.
Диски и втулки надевают на оси. Диски передних батарей располагаются выпуклостями внутрь — к дышлу, а диски задних батарей — выпуклостями наружу, от дышла. Следовательно, диски одной передней бата реи обращены своими выпуклостями к выпуклостям дисков второй батареи, а диски одной задней батареи повернуты к дискам второй батареи своими вогнутыми сторонами. Такое расположение дисков позволяет дискам задних батарей двигаться не по следам дисков передних батарей, а между ними. На концы осей туго надеваются четырехугольные втулки (6), которые удерживают диски и не дают им спадать.
Укороченные втулки (3) ставят между шестым и седьмым дисками, оставляя место для конца скобы (4).
Из дерева делаются четыре скобы в виде буквы П (4). Передние скобы имеют с одной стороны на верхней планке выступы. На концах скобы вырезаются полукруглые выемки, в которых оси батарей закрепляются гвоздями. Диски вместе с осями вращаются в этих выемках.
Внутри каждой скобы помещаются четыре крайних диска, а шесть остаются за скобою. Одиннадцатый диск одной передней батареи тоже остается за скобою, но с другой стороны ее/ он располагается в промежутке между двумя соседними скобами.
Из деревянной дощечки вырезается дышло (7). К дышлу стержнями (гвоздями) снизу прикрепляются все четыре батарей. На этих стержнях (осях скоб) батареи поворачиваются под углом к оси движения.
Для очистки дисков от прилипающей к ним земли устанавливают скребки (8).. Скребок представляет собою деревянный брусок, в котором закреплены проволочные шпильки или мелкие гвоздики. Двумя гвоздями брусок прикрепляется к концам скобы позади дисков. Эти же гвозди удерживают ось дисков в выемках скобы. Шпильки скребка располагаются между дисками.
Чтобы поворачивать батареи под углом, в отверстии дышла устанавливается рычаг, вырезанный из дерева (9). Рычаг состоит из двух частей, соединенных шарнирно. Он имеет две оси качания: может отводиться по движению бороны и в сторону. Нижняя часть рычага укрепляется гвоздем в отверстии дышла (этот гвоздь служит осью, на которой рычаг качается взад и вперед по движению бороны).
Гвоздь, соединяющий обе части рычага, является второй осью, с помощью которой верхний конец рычага можно отводить в сторону.
Чтобы удерживать рычаг в требуемом положении, рядом с ним на дышле устанавливается деревянная гребенка (10) с тремя
выступами. К верхней части рычага на уровне вырезов прикрепляется запорная шпилька— гвоздь или кусочек проволоки 11). С передними батареями нижний конец рычага соединяется тягами (12) из проволоки. Такими тягами (13) соединяются передние батареи с задними. Таким образом, одним поворотом рычага можно привести в действие все четыре батареи.
Действует рычаг так: отводя -в. сторону верхнюю часть рычага, освобождают запорную шпильку из прореза гребенки. После этого рычаг передвигают вперед или назад, поворачивая батареи под нужным углом. Затем шпильку рычага вводят в другой прорез и этим закрепляют положение батарей.
Из фанеры или жести делаются и прикрепляются гвоздями к дышлу два ящика (14). Их загружают камнями или землей, чтобы диски бороны глубже входили в почву.
Из проволоки сгибается и укрепляется на переднем торце дышла кольцо прицепа (15).
Скобы и дышло-раму можно сделать и из жести. 

Источник информации книга ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО 1956 г. 

  • На сайте представленная вся информация, предназначена для домашнего ознакомительного просмотра, взятая из свободных источников информации.

    Для связи с Администрацией сайта пишите на почту proektodindoma@gmail.com

    Дата ОТКРЫТИЯ САЙТА 01.01.2019 г.