Несмотря на то, что в морском моделестроении электромоторы зарекомендовали себя с лучшей стороны, в последнее время Они начинают уступать место новым двигателям — компрессионным.
Центральная морская модельная лаборатория ДОСААФа разработала, изготовила и испытала ряд компрессионных моторов для моделей судов. Один из них в настоящее время получил наибольшее распространение. Это компрессионный двигатель Б-51 конструкции С. Башкина."
Двигатель Б-51 устанавливается на моделях морских судов, предусмотренных Всесоюзной классификацией морских моделей. На проведенном в 1952 году конкурсе двигателей для морских моделей он занял первое место.
Характеристика этого двигателя следующая: число цилиндров 1; рабочий объем цилиндра — 9,42 см3; диаметр поршня — 20 мм; ход поршня —- 30 мм; максимальная
мощность — 0,3 л.с.; число оборотов при максимальной мощности — 5 800; охлаждение — водяное; зажигание — самовоспламеняющееся от компрессии; расход горючего — 650 г в час.
На рисунке 30 дан продольный разрез компрессионного двигателя Б-51 с расходным бачком.
Компрессионный двигатель Б-51 специально сконструирован для морских моделей. Он выгодно отличается от существующих двигателей простотой крепления к кор-
пусу модели судна, удобством и доступностью частей управления, а также тем, что его маховик надежно насажен на вал мотора.
По сравнению с другими компрессионными двигателями двигатель С. Башкина упрощен. Картер двигателя имеет объемную верхнюю часть, выполняющую роль нижней рубашки цилиндра. В ней находятся перепускной канал и отверстия для двух выхлопных и одного всасывающего патрубков. Выхлопные патрубки имеют
круглое сечение, что очень удобно для отвода выхлопных газов через резиновые трубки, которые выходят за борт, или в дымовые трубы модели.
Цилиндр выполнен в виде гильзы с утолщенным пояском в средней части, который выполняет роль фланца и служит для крепления цилиндра к картеру и рубашке водяного охлаждения.
Карбюратор взят с двигателя для авиа-
моделей К-16, зарекомендовавшего себя наиболее простым и безотказным в работе.
Бачок для горючего сделан из жести, но он может быть изготовлен и из другого материала.
Для выравнивания крутящего момента на валу двигателя имеется маховик. По окружности маховика расположена канавка, в которую укладывается (наматывается)
перед запуском шнурок, с помощью которого запускают двигатель. Охлаждение двигателя — водяное. Вода заливается через штуцер в рубашку цилиндра. При беспрерывной работе двигателя (свыше 15—20 мин.) необходимо предусмотреть циркуляцию воды.
Смазку двигателя производят маслом, которое добавляется в горючее по нескольку капель. При сгорании горючего масло осаждается на стенках цилиндра и смазывает все части двигателя.
Для работы двигателя можно применить три смеси:
1- я смесь: керосин — 4 части,
бензин (1-й сорт)—3 части, масло МК — 3 части;
2- я смесь: автобензин (2-й сорт)—6 частей;
автол — 4 части;
3- я смесь: керосин — 4 части,
эфир — 3 части, масло МК — 3 части.
Воспламенение горючей смеси в моторе происходит путем сжатия ее в камере сгорания. Первые вспышки появляются при степени сжатия в 16. Для устойчивой работы и регулирования количества оборотов двигателя камера сгорания сделана с переменной степенью сжатия. Нормальный режим работы обеспечивается при степени сжатия около 20.
Изготовление двигателя показано на чертежах (рис. 31, 32, 33).
Источник информации книга ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО 1956 г.